Закрытые границы неоднократно увеличили спрос на внутренний туризм в Рф.
В то же время российские курорты не справляются с такой нагрузкой из-за нехватки гостиниц и туристской инфраструктуры.
О том, как правительство намерено решать эти проблемы, и чем готов посодействовать бизнес, рассказал в интервью РИА Анонсы в рамках ПМЭФ-2021 гендиректор корпорации «Туризм.
РФ» Сергей Суханов.
Дискутировала Марина Первухина.
— Какие выгоды, какую экономическую отдачу получит бизнес от вложения средств в развитие русской туротрасли?— У инвесторов уже есть энтузиазм к созданию туристических проектов.
Просто в одиночку, без господдержки воплотить их оказалось очень сложно и с большенными затратами, которые могли и не окупиться.
То есть мы с ними пройдем все самые сложные этапы, будем гарантией успешной реализации проекта.
Плюс предоставим меры поддержки, которые позволят понизить долговую нагрузку.
Такое сотрудничество позволит бизнесу получить льготные кредиты на строительство и модернизацию гостиниц и всеохватывающих объектов (от 3 до 5% — ред.
), субсидии на строительство инфраструктуры — средства на дороги, электросети, газо-, тепло- и водоснабжение, ведущие к туристским комплексам.
К тому же, на финишном этапе у инвестора будет возможность купить долю «Туризма.
РФ».
В этом случае приобретенные средства корпорация вложит в новый проект.
Туристы поведали, чем отличается отдых в России и за рубежом— В каких толиках государство и бизнес будут участвовать в реализации инвестпроектов по созданию туристской инфраструктуры в России?
— На один вложенный муниципальный рубль мы привлекаем 3-4 рубля инвестиций.
Но все зависит от финансово-экономической модели проекта, способностей инвестора.
Доля корпорации в уставном капитале может колебаться от 25% до 49%.
Компания, в частности, будет заниматься инвестированием в создание туристской инфраструктуры в России.
— А как вы на данный момент оцениваете инфраструктуру российских туристических объектов? Какую оценку из 10 готовы им дать?— В Рф недостаток качественной туристической инфраструктуры.
Если в США 5,5 миллионов номеров, то в Рф их всего 992 тысячи.
Потому пока дать оценку можно только определенным проектам.
У нас есть отличные отели в Сочи, Калининграде, естественно в Москве и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Карелии, Иркутске которым я ставлю заслуженную 10-ку.
Наша задачка сейчас — создать бурное развитие, чтоб мы подтянулись к лидерам отрасли, и тогда можно будет оценить уровень нашей туристской.
Мы только на старте большой работы, на старте кардинальной перезагрузки отрасли.
На Камчатке для туристов построят дорогу к Вилючинскому вулкану— Вы являетесь создателем концепции развития Сочи, как горно-климатического курорта, во время подготовки Олимпиады отвечали за строительство объектов, разработку транспортной схемы.
Будет ли этот опыт употребляться корпорацией при разработке мастер-планов туристических территорий страны?— В свое время мы начинали развивать Сочи как горно-климатический курорт как раз с учетом того, чтоб раскрыть его нереализованный потенциал.
Ранее город принимал только пляжных туристов, а вот зимние направления были совершенно не развиты.
Мы внимательно и тщательно подошли к этому вопросу.
Детально перечли и изучили транспортную инфраструктуру, все инженерные коммуникации, места размещения.
Позже Олимпиада внесла свои корректировки.
Когда было принято решение о проведении ее в Сочи, скорректировали проект, добавили туда спортивные объекты.
Транспортная схема также перетерпела изменения.
Но на всем протяжении работ придерживались всеохватывающего подхода.
В итоге был сотворен круглогодичный курорт.
И если ранее на пляжи в Сочи приезжало в год 3-4 миллиона туристов, то на данный момент турпоток доходит до 6-7 миллионов.
Мы будем использовать полный подход при планировании и других туристских территорий страны.
В каждом случае будем учесть индивидуальные особенности регионов и направление туризма, который там будет развиваться.
Не багаж, а турист! Как отдохнуть с животными летом в Рф— Какие, на ваш взор, российские регионы – кроме уже известных Сочи, Крыма – владеют наибольшим потенциалом для развития туризма? — У нас много таких территорий.
В качестве примера могу привести Камчатку.
Рабочая поездка вице-премьера Дмитрия Чернышенко показала, что там есть способности к увеличения туристического потока без вреда для экологии этого заповедного места.
Это подтвердили нам специалисты.
Рабочей группой были намечены первоочередные шаги по расширению инфраструктуры «Равнины гейзеров» – пешеходных дорожек и площадок.
Но главным сдерживающим фактором развития туризма на Камчатке является ее транспортная доступность и логистика.
На данный момент перемещаться между «Долиной гейзеров» и другими вулканами можно только на вертолете, а это очень недешево.
Одним из решений проблемы может стать развитие малой авиации.
Популярна посреди туристов и Карелия, и озеро Байкал, а также Калининград.
У их у всех огромный потенциал для развития, нам осталось его только раскрыть и сделать в рамках нацпроекта всю необходимую инфраструктуру.
— Не секрет, что многих возможных туристов отпугивает стоимость отдыха и развлечений в регионах.
Что нужно делать для повышения ценовой доступности отдыха в Рф?— Действительно, 72% россиян при выборе места отдыха в стране обращают внимание в первую очередь на цена путевки.
Дальше идет транспортная доступность и комфорт размещения.
И практически 50% не готовы потратить на поездку больше 25 тыщ рублей на одного человека.
Нехватка инфраструктуры образует дисбаланс: спрос большой, а предложение не соответствует.
Высококачественные объекты, имея повышенный спрос, поднимают стоимость, и автоматически происходит удорожание.
Но здесь одними ограничениями не обойтись.
Необходимо как можно больше создать качественной инфраструктуры, которая сбалансирует и уравновесит спрос и предложение.
Всероссийский центр венчания и крещения создадут под Ярославлем— С другой стороны, не произойдет ли роста цен на туры и услуги для туристов после окончания реализации новых инвестпроектов?
— Наша задачка – сформировать качественный и доступный для туристов продукт.
Это понимают и инвесторы.
И когда мы завершим строительство объектов, у людей появится выбор, куда поехать.
Возрастет конкуренция и здесь те отели и курорты, которые будут завышать цены, быстрее проиграют.
При прочих равных критериях, если у отеля отличный сервис, до него комфортно добраться и там вкусно кормить, турист изберет этот вариант.
— Другой фактор, который может отталкивать от поездок по Рф — местный сервис: нелюбезные сотрудники гостиниц, грубые официанты, необразованные экскурсоводы и так дальше.
Что нужно делать, чтобы облагораживать отношение работников туристической отрасли к туристам, чтоб путешественникам хотелось возвращаться?— У нас есть недостаток хорошего сервиса, поэтому нацпроект включает в себя федеральный проект «Улучшение управления в сфере туризма».
Им как раз и предвидено обучение, подготовка соответствующих кадров и увеличение уровня сервиса.
К тому же, у нас большой перечень вузов, где готовят специалистов индустрии радушия.
Это и МГУ имени М.
В.
Ломоносова, и Русский государственный университет туризма и сервиса, в Сочинском муниципальном университете также есть факультет туризма и сервиса.
На самом исходном этапе нашей работы необходимо готовить экспертов в сфере туризма, обучать их передовым технологиям радушия.
Уже сейчас инвесторы могут заключать соглашения с учебными заведениями на подготовку кадров для собственных объектов.
Ростуризм будет развивать новый межрегиональный маршрутПозитивное воспоминание гостей и их желание вернуться на курорты вновь всецело зависит от их эффективности и профессионализма.
Управляющие компании должны сосредоточиться на внедрении отменно нового набора туристских услуг, международных эталонов обслуживания, прогрессивных цифровых и технологических решениях.
Обучение людей и формирование управляющих компаний — это два параллельных направления.
К моменту сдачи объектов в эксплуатацию для их должны быть подготовлены кадры и сформированы управляющие компании, только тогда можно рассчитывать на высочайший уровень сервиса и положительные оценки гостей.
— Существует ли риск, что на время таковой масштабной туристической стройки снизится привлекательность тех либо иных направлений для туристов, что никому не захочется ехать на отдых и глядеть строящиеся здания?— Риск есть всегда.
Можно привести пример интенсивно развивающихся Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
Мы лицезреем, что масштабное строительство прямо или косвенно мешает отдыху туристов.
Свое недовольство они выражают в отзывах.
В нашем случае это может быть, если развитие коснется крупных комплексных территорий.
Мы отлично понимаем, что построить за два-три года большой туристический объект невозможно.
Они будут возводиться в несколько шагов.
Но при правильном планировании можно так распределить работы, что самые томные и шумные из них будут проходить в межсезонье, а в момент отдыха туристов идти, к примеру, внутренняя отделка и благоустройство.
К этому мы будем стремиться.
Если это пляжный курорт, то основной объем строй работ будем стараться выполнять зимой.
Если горнолыжный, то напротив, летом.
Попова призвала россиян ориентироваться на внутренний туризмНо в основном те местности, которые мы планируем развивать, находятся в отдалении, рядом с ними на данный момент не существует мест притяжения людей.
И строительство не будет так очень влиять на туристический поток.
— Как реализация инфраструктурных проектов отразится на экологии в регионах? Какие меры будут предприниматься, чтоб, получив новое здание или другой объект, мы не лишились местных экосистем – чтоб туристы «не вытоптали» природу?— Решая задачку нацпроекта по туризму, мы строим инфраструктуру для людей на многие десятилетия вперед.
Для этого уже сейчас в основу нашей работы закладываем цели устойчивого развития и соответствие принципам ESG.
Таковой подход разделяют и инвесторы, заинтересованные в совместном с государством развитии проектов.
Развивать местности мы будем бережно, чтобы не только сохранить экологию, но и сделать все вероятное по ее улучшению.
Обязательства инвесторов по использованию других источников энергии, применению зеленых технологий, сохранению экосистемы региона, — все это будет преимуществом в конкурсном отборе проектов, которые получат муниципальную поддержку.
ВТБ подписал с Ростуризмом соглашение о поддержке туриндустрии— Каким регионам Рф будет уделяться первоочередное внимание при разработке схем территориального планирования?
— На данный момент у нас определено 16 регионов, где в первоочередном порядке мы будем разрабатывать мастер-планы туристских территорий.
Это Краснодарский, Камчатский, Алтайский и Приморский край, республики Адыгея, Алтай, Бурятия и Карелия.
А также Калининградская, Свердловская, Мурманская, Иркутская, Сахалинская область, Новгородская, Тульская и Кемеровская области.
Отмечу, что этот перечень будет расширяться.
Сюда включены те регионы, от которых уже поступили проекты, а кое-где уже есть и инвесторы.
На данный момент начинаем работать с руководителями регионов, детально дискуссировать с ними уже существующие проекты, оценивать и доработать их.
У нас есть три главных критерия отбора: увеличение турпотока, эффективность инвестиций и наличие внебюджетных источников финансирования.
В случае соответствия всем пт, мы подбираем для проекта необходимые меры поддержки.
— После того, как проекты в рамках нацпроекта будут реализованы, можно ли надежды, что Россия станет полноценной «туристической державой», симпатичной и для россиян, и для забугорных туристов?— У России обеспеченный туристический потенциал.
У нас много уникальных природных территорий, городов с многолетний историей, сильной энергетикой.
Их, непременно, интересно посетить, главное, чтобы они были доступны.
Создав всю нужную инфраструктуру, выстроив логистику, уверен, мы сможем считать себя «туристской державой».
И путешествовать по просторам нашей обширной Родины станет модным не только нашим, но и забугорным туристам.
Далекий Восток и Арктика станут жемчужиной туризма, заявил Чекунков
Докладывает ria.ru