Qatar Airways наладила отношения с Airbus. Что это даст ей в 2023 году?

Qatar Airways наладила дела с Airbus. Что это даст ей в 2023 году?

 

Пассажирский парк Qatar Airways насчитывает более 200 самолетов. При этом он очень разнообразен: член альянса oneworld эксплуатирует как широкофюзеляжные, так и узкофюзеляжные самолеты, как Airbus, так и Boeing. Самый «небольшой» лайнер авиакомпании — Airbus A320, в то время как самый большой — A380 Superjumbo. Затянувшийся, но сейчас улаженный спор с Airbus существенно воздействовал на нынешний и будущий авиапарк авиакомпании.

Флот Qatar Airways в текущее время состоит из 236 самолетов, в том числе 28 грузовых, выполняющих рейсы для Qatar Airways Cargo: 26 Boeing 777F и два Boeing 747-8F. Оставшиеся 208 пассажирских распределены последующим образом:

29 экземпляров A320-200;

5 — A330-200;

7 — A330-300;

34 — A350-900;

19 — A350-1000s;

10 — A380;

9 — 777-200;

54 — 777-300ER;

30 — 787-8;

11 — 787-9.

Итого 10 различных модификаций самолетов шести типов — так разнообразен пассажирский парк Qatar Airways. Любопытно, что A321-200, которые когда-то летали для авиакомпании, больше не являются частью парка — последние два из этих удлиненных узкофюзеляжных лайнера были выведены из эксплуатации в период с июня по декабрь 2022 года. Также авиакомпания списала и свои последние Airbus A319 в июне 2020 года и феврале 2021 года.

Судебная тяжба Qatar Airways с Airbus по поводу ухудшения свойства поверхности самолетов A350 оказала сильное воздействие на текущий состав авиапарка авиакомпании. Несмотря на то что дело было недавно урегулировано, около 2-ух лет борьбы привели к тому, что Qatar Airways отказалась принимать новые A350 от Airbus. Это в конечном итоге привело к отмене заказов как на оставшиеся A350, так и на A321neo.

В мае 2019 года Qatar Airways подразумевала вывести из эксплуатации свои самолеты A320 и A330. Существовавший в то время план предугадывал постепенный отказ от этих моделей до 2024 года. В заявлении Airbus за 2017 год сообщалось, что A321neo должны были поступить в авиакомпанию уже в 2019 году, чего, правда, не вышло и до сих пор.

Начальный план таким образом зависел от того, чтоб авиакомпания модернизировала парк самолетами A321neo, A350 и 787. Но из-за остановки своих «дефективных» A350 авиакомпания решила опять задействовать запылившийся парк A330, чтобы сохранить маршрутную сетку.

А здесь еще и Boeing «помог», удлинив паузу в поставках 787, в итоге авиакомпания только недавно начала поставки новых 787–9.

Все это существенно увеличило возраст парка воздушных судов авиакомпании, A330-м, к примеру, в среднем 16,5 лет. Средний же возраст флота приближается к 8,5 годам, правда, совместно с грузовыми самолетами Qatar Airways.

В то же время Qatar Airways обязана использовать значительный парк A320-200, которым уже более 10 лет от роду. Авиакомпания возлагала надежды к настоящему времени вывести эти узкофюзеляжные самолеты из эксплуатации, заменив их на A321neo.

Отказ авиакомпании от собственных A350 привел к возвращению A380 — из 10 имеющихся на данный момент активны только 7, а еще один стоит в качестве возможной «жертвы», готовой в хоть какой момент быть разобранным на запчасти.  

На данный момент A380 авиакомпании Qatar Airways летают из хаба в Дохе в австралийские городка Перт и Сидней, а также два раза в день совершают рейсы в английский аэропорт Хитроу.

Помимо расконсервации собственных самолетов, Qatar Airways пришлось изыскивать способности для приобретения техники за рубежом. В итоге перевозчик обзавелся четырьмя Boeing 777-300er, которые ранее летали под флагом Cathay Pacific, и еще два 777-300er прибыли от Virgin Australia.

«Катарские» заключили соглашение с Oman Air об аренде 3-х самолетов A330-300. В рамках этой сделки Oman Air предоставила их совместно с экипажами, техническим обслуживанием и страховкой. Из Дохи эти самолеты в основном обслуживают городка Коломбо (Шри-Ланка), Дакку (Бангладеш), Тунис, Бейрут (Ливан) и Каир (Египет).

В разгар напряженности в отношениях меж Airbus и Qatar Airways европейский производитель самолетов отменил невыполненные заказы на A350 и весь заказ на A321neo. В отместку в январе 2022 года Qatar Airways расположила значительный заказ у Boeing. Авиакомпания взяла на себя обязательства по приобретению 50 грузовых самолетов 777–8, а также подписала Меморандум о взаимопонимании в отношении 50 самолетов 737–10. Несколько месяцев спустя, на авиасалоне в Фарнборо в июле, Qatar Airways прирастила максимальный заказ на 25 самолетов с опционами еще на 25 самолетов этого типа.

Так как сделка с A321neo снова обсуждается, встает вопрос, что будет делать Qatar Airways со своим заказом Boeing 737 MAX 10, ведь эти два типа самолетов имеют схожие размеры. По мнению специалистов, есть несколько сценариев. 

  1. Авиакомпания может сохранить заказу «Боинга», что приведет к повышению разнообразия парка воздушных судов.
  2. Она может вполне отменить этот заказ и оплатить все связанные с ним штрафы.
  3. Она полностью может обменять этот заказ на другие продукты Boeing, включая другие варианты MAX, 787, 777-8F либо 777–9.

Может быть, авиакомпания уже определилась, выбрав последний вариант, так как недавно появились фотографии Boeing 737 MAX 8 русской авиакомпании S7 с частичной ливреей Qatar Airways. TURIZM.RU

Ссылка на основную публикацию