Исследование: воздушное сообщение в Европе вернулось лишь к уровню 2009 года

Исследование: воздушное сообщение в Европе возвратилось лишь к уровню 2009 года

 

Намедни своего 32-го ежегодного Конгресса и Генеральной Ассамблеи Интернациональный Совет аэропортов Европы — ACI Europe — опубликовал Отчет о состоянии в аэропортовой отрасли в 2022 году, который наглядно указывает: восстановление европейского воздушного сообщения после пандемии COVID-19 происходит неравномерно и как и раньше «со скрипом». Причина кроется в не стопроцентно снятых ограничениях на поездки, влияние геополитических событий и структурных конфигураций на авиационном рынке. 

Итак, главный вывод отчета: воздушное сообщение в целом по Европе как и раньше находится на уровне 2009 года.

Прошло более 2 лет с начала пандемии COVID-19, и, невзирая на резкий рост пассажиропотока этим летом, авиасообщение в европейской сети аэропортов как и раньше остается на 29 процентов ниже уровня, существовавшего до пандемии, то есть в 2019 году. Это значит, что по состоянию на июнь 2022 года штатская авиация в Европе вернулась к тому уровню, который был в 2009 году, когда разразилась Величавая рецессия. 

Однако есть значительные различия между национальными рынками:

Греция является единственной государством, которая в настоящее время на сто процентов восстановила свое авиасообщение, за ней следует Турция (–3%).

Посреди крупных рынков Евросоюза наилучшие показатели у Испании (–23%), за ней следуют Англия (–28%), Италия (–32%) и Франция (–34%).

Германия с показателем минус 39% занимает последнее место

На другом конце «рейтинга» Украина — она растеряла все свое авиасообщение, а Россия с минусом в 62% и Беларусь (–78%) очевидно страдают от международных санкций.

Нужно отметить, что прямые перелеты снутри Европы в настоящее время составляют всего минус 16% по сопоставлению с уровнем до пандемии, то есть 2019 годом, а вот беспересадочные рейсы меж Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом провисли более чем в 2 раза — минус 52%.

Один из принципиальных выводов отчета — на европейском рынке произошел структурный сдвиг: на долю дешевых перевозчиков-лоукостеров в настоящее время приходится 40% прямого авиасообщения, по сопоставлению с 27% до пандемии. Доля огромных авиакомпаний с полным набором услуг снизилась таким образом с 73% до 60%.

Малые и региональные аэропорты с пассажиропотоком наименее 5 миллионов пассажиров восстанавливаются быстрее, но их будущее более неопределенно. Отчет указывает, что, 33% из них по состоянию на июнь 2022 года возвратились к до пандемийному уровню, и только один из больших аэропортов с пассажиропотоком более 25 миллионов пассажиров сделал это — Пальма–де-Майорка. Но он обслуживает в основном внутриевропейский туристский рынок.

Амстердамский аэропорт Схипхол, Стамбул и английский Хитроу успешнее всех борются с последствиями кризиса.

В абсолютном выражении амстердамский Схипхол с показателем минус 10% к 2019-му сейчас снова занимает первое место по количеству прямых рейсов, за ним следует постоянно устойчивый Стамбул (–5%), а английский Хитроу (–13%) снова поднялся с 7-й позиции на 3-ю по сопоставлению с прошлым годом.

Дальше следуют: Лиссабон (-4%), Афины (-6%) и 2-ой стамбульский аэропорт имени Сабиха Гекчен (–6%). Они практически восстановили свое прямое сообщение до пандемии, а английский Гэтвик (–8%) и Дублин (–7%) возвратились в топ-20 лиги после падения в прошедшем году. 

В топ-20 глобальных хабов доминируют европейские аэропорты

Европейские большие узлы в целом имеющие минус 26% к нормальному уровню загрузки проявили значительно большую устойчивость, чем второстепенные хабы (–51%) и нишевые и незначительные хабы (–35%).  Это понятно, ведь в их сосредоточены основные силы сетевых авиакомпаний с диверсифицированной маршрутной сетью. 

На общемировом уровне европейские аэропорты в этом году опять вышли на первое место. 9 из 10 наилучших аэропортов расположены в Европе. 

Франкфурт (–29%) вернул свои позиции, существовавшие до пандемии, в качестве ведущего глобального аэропорта. Стамбул занимает 2-ое место, фактически улучшив свои позиции на +11%, за ним следует амстердамский Схипхол (–33%), который возвратил себе 3-ю позицию, которую он занимал до пандемии. 

Любопытно что в 2021 году все было напротив: в топ-20 мировых хабов доминировали североамериканские аэропорты благодаря их зависимости от широкого и в значительной степени неограниченного внутреннего рынка. TURIZM.RU

Ссылка на основную публикацию